Основы программирования в системе "1С:Предприятие 8"
Каждый модуль курса рассчитан на полугодие, 12 занятий по два урока в неделю (1,5 астрономических часа).
Курс рекомендован учащимся 7–8-х классов.
На курсе:
Программа курса
Модуль 1
Занятие №1. Что такое "1С:Предприятие 8". Основные возможности системы и ее предназначение. Установка системы. Работа со справочниками
Цели занятия:
- выяснить, что такое "1С" и "1С:Предприятие";
- выяснить, где используются программы семейства "1С:Предприятие";
- выяснить, что такое "Технологическая платформа "1С:Предприятие 8" и "Конфигурация";
- научиться создавать собственную конфигурацию системы "1С:Предприятие 8";
- познакомиться с понятием "Справочник" системы "1С:Предприятие";
- научиться создавать справочники в системе "1С:Предприятие".
План занятия:
1. Установка платформы "1С:Предприятие 8"
2. Создание информационной базы и ее запуск в различных режимах
3. Создание справочников
Занятие №2. Работа с формами в системе "1С:Предприятие 8"
Цели занятия:
- выяснить, какой справочник называется иерархическим;
- выяснить, что такое форма элемента справочника;
- как разместить элемент (например, кнопку) на форме;
- где и как писать алгоритмы на языке "1С" для элементов формы,
- выяснить некоторые особенности встроенного языка "1С";
План занятия:
1. Создание формы справочника "КаталогИгр"
2. Запуск игр Windows из справочника
3. Запуск игр - внешних обработок 1С из справочника
4. Универсальный механизм запуска игр (файлов .exe и .epf) из справочника
Занятие №3. Создание игры "Наш Сапер" (начало)
Цели занятия:
- начать создавать игру "Наш Сапер" - аналог популярной игры ОС Windows:
- определить схему игры и ее логику;
- создать форму игры и разместить на ней основные элементы;
- определить параметры настроек игры.
План занятия:
1. Описание графического интерфейса и логики игры
2. Программный код игры на встроенном языке программирования "1С"
3. Создание кнопок "Начать игру" и "Новая игра"
4. Создание группы "Настройки" и ее элементов
5. Описание настроек игрыЗанятие №4. Создание игры "Наш Сапер" (Продолжение)
Цели занятия:
- продолжить работу над созданием игры "Наш Сапер";
- описать заполнение игрового поля элементами (кнопками, под которыми могут прятаться мины) при нажатии на кнопку "Начать игру";
- создать контекстное меню для каждого элемента игрового поля, в котором будут присутствовать команды установки пометок "Мина" и "Не знаю".
План занятия:
1. Создание игрового поля
2. Создание контекстного меню элемента поля
Занятие №5. Создание игры "Наш сапер" (продолжение)
Цели занятия:
- продолжить работу над созданием игры "Наш сапер";
- описать расстановку "мин" на игровом поле случайным образом;
-описать обработку события – нажатие на кнопку игрового поля.
План занятия:
1. Создание "сетки минного поля"
2. Добавление мин на игровое поле
3. Описание события "Нажатие на кнопку игрового поля"
4. Определение количества мин в соседних клетках
Занятие №6. Создание игры "Наш сапер" (окончание)
Цели занятия:
- закончить работу над созданием игры "Наш сапер";
-создать процедуру, открывающую все спрятанные "мины" в случае проигрыша;
-создать счетчик, который отображает количество ненайденных мин;
-создать процедуру очистки игрового поля;
План занятия:
1. Создание процедуры ОткрытьВсеМины()
2. Создание счетчика ненайденных мин
3. Создание процедуры очистки игрового поля при нажатии на кнопку "Новая игра"
4. Выпуск игры в виде внешней обработки
Занятие №7. Создание пользователей в "1С:Предприятие 8"
Цели занятия:
- определить условия входа в нашу программу; это будет – регистрация пользователя в справочнике "Игроки";
- описать возможность входа в программу для пользователя, зарегистрированного в справочнике "Игроки";
- описать отказ в доступе к программе незарегистрированному пользователю;
- добавить имя пользователя в заголовок программы.
План занятия:
1. Создание параметра сеанса "ТекущийПользователь"
2. Сохранение алгоритмов в информационной базе. Организация доступа к информационной базе пользователям, зарегистрированным в справочнике "Игроки"
Занятие №8. Ограничение доступа к данным на уровне записей и реквизитов
Цели занятия:
- познакомиться со встроенными механизмами создания пользователей в "1С:Предприятие 8";
- создать ряд пользователей нашей программы, обладающих определенными правами;
- ограничить доступ пользователей к справочнику "Игроки" - каждый игрок может видеть только свою карточку (за исключением администратора).
План занятия:
1. Роли пользователей информационной базы
2. Создание пользователей информационной базы
3. Ограничение доступа пользователей к элементам справочника "Игроки"
Занятие №9. Настройка доступа к программе "Игры 1С" через Интернет
Цели занятия:
- организовать возможность доступа к программе "Игры 1С" через Интернет.
- познакомиться с понятиями как "сервер", "веб-сервер", "клиентские приложения";
-опубликовать нашу программу на веб-сервере;
-организовать к ней доступ пользователей различными способами.
План занятия:
1. Публикация информационной базы на Веб-сервере
2. Организация доступа к информационной базе, которая хранится на Веб-сервере, посредством "Тонкого клиента"
Занятие №10. Построение отчетов в системе "1С:Предприятие 8"
Цели занятия:
- построить отчет под названием "Результаты игр", который будет
представлять собой таблицу с колонками "Период", "Игрок", "Игра", "Ед. изм. результата", "Результат";
- для пользователя, обладающего правами игрока, в таблице будут отображаться только его результаты игр, а для пользователя с полными правами будут доступны результаты всех игроков, зарегистрированных в программе.
План занятия:
1. Создание регистра сведений "ТаблицаРезультатов"
2. Построение отчета "РезультатыИгр"
Занятие №11. Введение в язык запросов
Цели занятия:
- выяснить, какие существуют способы доступа к информации, хранящейся в "1С:Предприятие 8";
- что такое запрос, когда его нужно использовать;
- как правильно написать запрос на специальном языке – языке запросов;
- какие конструкторы помогают при создании запросов
План занятия:
1. Источники данных для построения запроса
2. Разбор текста запроса на примере отчета "РезультатыИгр"
3. Построение отчета "Рекордсмены"
Занятие №12. Организация автоматической записи результата игры "Наш сапер" в информационную базу
Цели занятия:
- доработать игру «Наш сапер» - добавить счетчик «Время игры»;
- создать возможность автоматической записи результата игры в регистр сведений по специальной кнопке.
План занятия:
1. Создание счетчика времени игры "НашСапер"
2. Запись результата игры "Наш сапер" в информационную базу в регистр сведений
"Таблица результатов"
Модуль 2
Занятие №1. Программа учета личного времени. Начало создания.
Актуализация знаний: Общие сведения о системе "1С:Предприятие 8". Создание информационной базы
Теория: Базовые типы.
Практика: создание необходимых справочников; создание документов "Мероприятие", регистрирующих события в жизни школьников.
Цели занятия:
- актуализировать знания, полученные на предыдущем курсе: назначение программ, созданных средствами "1С:Предприятие 8", понятие информационной базы (базы данных), назначение объекта "Справочник";
- познакомить с примитивными типами, правилами записи их в алгоритмах;
- познакомить с новыми объектами платформы (документом, задачей) и научить грамотно их использовать.
План занятия:
1. создание информационной базы "Мой планировщик";
2. подключение внешней обработки "Базовые типы" для знакомства с типами значений;
3. знакомство с типами данных: строка, число, дата, булево, неопределено, NULL;
4. введение в тайм-менеджмент. Понятие "учет" личного времени;
5. создание справочников "Типы мероприятий" и "Виды мероприятий". Понятие "владелец";
6. понятие "событие". Объект "документ" как регистратор события. Создание документа "Мероприятие";
7. объект "Задача" как генератор документа. Создание задачи "Страничка дневника".
Занятие №2. Проведение документов "Мероприятие" – завершение учебного дня.
Теория: Выражения и операторы встроенного языка "1С:Предприятие 8". Неявное преобразование типов значений.
Практика. Работа над созданием прикладного решения "Мой планировщик". Проведение документов "Мероприятие". Создание механизма проведения документов "Мероприятие".
Цели занятия:
- познакомить учащихся с различными операторами встроенного языка;
- научить строить выражения на встроенном языке системы "1С:Предприятие 8";
- познакомить с понятием "проведение документа", выяснить его смысл;
- научить детей проводить документ интерактивно;
- создать механизм, позволяющий программно проводить целый ряд документов. Цели занятия:
- актуализировать знания о табличной модели работы с данными: источниках данных, о запросе – методе получения данных из таблиц;
- познакомить с языком запросов – средством написания запроса к информационной базе;
- выяснить, какова структура запроса;
- познакомить с синтаксисом языка запросов;
- актуализировать понятия о пользователях информационной базы, о ролях пользователя;
- разработать интерфейс мини-чата – сервис общения пользователей информационной базы.
План занятия:
1. актуализация знаний: табличная модель работы с данными, источники данных, запрос, как метод получения данных из таблиц;
2. структура и синтаксис языка запросов: секция "ВЫБРАТЬ", секции "ИЗ" и "КАК", секция "ГДЕ", секция "УПОРЯДОЧИТЬ ПО", секция "СГРУППИРОВАТЬ ПО", секция "ИТОГИ";
3. запросы с параметром;
4. результат запроса, метод получения результата, методы работы с результатом запроса;
5. актуализация знаний: пользователи и роли – превращение информационной базы в многопользовательскую;
6. определение объекта для хранения диалогов пользователей;
7. разработка интерфейса чата;
8. открытие окна диалога из формы чата.
Занятие №11. Мини-чат (начало)
Теория: Конструкторы запроса: конструктор запроса и конструктор запроса с обработкой результата.
Практика. Разработка мини-чата – создание формы диалога.
Цели занятия:
- обобщить знания о построении запросов с помощью конструкторов;
- разработать форму диалога пользователей чата.
План занятия:
1. рассмотрение конструктора запроса – анализ всех его закладок и их соответствие секциям текста запроса;
2. настройка отображения списка сообщений на форме диалога (в режиме "1С:Предприятие");
3. настройка отображения списка сообщений на форме диалога (в режиме Конфигуратор);
4. установка значений отбора в списке сообщений.
Занятие №12.
Практика. Совершенствование мини-чата. Элементы ЮЗАБИЛИТИ.
Цели занятия:
- Усовершенствовать функционал чата: разработать форму сообщения, настроить автоматическое заполнение полей "Автор" и "Получатель" при просмотре или создании сообщения, улучшить форму диалога для восприятия и др.
План занятия:
1. разработка формы записи (сообщения);
2. настройка автоматического заполнения полей "Автор" и "Получатель" при просмотре или создании сообщения;
3. улучшение формы диалога для восприятия;
4. установка признака «сообщение прочитано»;
5. группировка сообщений: «прочитанные» и «непрочитанные»;
6. создание списка контактов на форме чата
Модуль 3
"Создание мобильного приложения "1С: Клуб"
Блок 1: Создание информационной базы участников "1С:Клуб"
1. Создание ИБ для участников "1С:Клуб"
1.1. Каталог участников,
1.2. каталог видов мероприятий,
1.3. журнал заявок на мероприятия
1.4. Создание сервисов обмена данными
1.4.1. выгрузка видов мероприятий в мобильное приложение
1.4.2. загрузка заявок на мероприятия в ИБ участников клуба
2. Публикация ИБ участников клуба на Web-сервере
2.1. Установка Web-сервера на примере Apache
2.2. Публикация базы на web-сервере
3. Доступ к базе через Интернет-браузер (формирование отчета о заявках на мероприятия)
Блок 2: Создание мобильного приложения "1С:Клуб".
1. Создание базы разработки мобильного приложения
1.1. Каталог видов мероприятий
1.2. Журнал "Мои заявки"
2. Настройка связи с ИБ участников
2.1. Создание команд для обновления видов мероприятий
2.2. Создание команды для отправки в ИБ участников заявок на мероприятия
3. Публикация мобильного приложения на мобильном устройстве
3.1. Установка платформы на мобильное устройство
3.2. Публикация конфигурации мобильного приложения
3.3. Создание мобильного приложения "1С:Клуб"
Курс проектного программирования в "1С:Предприятие".
Модуль 4. "Проект 1С"
Цели:
- получить знания по основным этапам проектной деятельности
- сформировать навыки коллективного творчества при разработке программного обеспечения (ПО)
Модель:
Есть несколько направлений деятельности:
- Услуги (такси, выращивание цветов, доставка товаров)
- Торговля (ларек, магазин, супермаркет)
- Производство (компьютеров, мебели)
Под них необходимо создать несколько решений, в которых присутствуют
уникальные документы и общие для всех.
План занятий
Занятие 1. Постановка задачи (определение цели разработки)
- Разбор пакета документов, распределение работ, работа с исходными данными,
определение первоначальных требований и построение сквозного примера
Занятие 2. Проектирование
- Определение архитектуры прикладных решений, распределение ролей разработчиков,
распределение задач по разработке
Занятие 3. Групповая разработка
- Установка единой системы разработки, подключение рабочих мест, организация
групповой разработки
Занятие 4-8. Работа над индивидуальными заданиями согласно постановке
Занятие 9. Сборка конфигураций
Занятие 10. Тестирование
- Проверка работоспособности по сквозным примерам (каждый ученик проверяет свой
сквозной пример (они определялись в первом занятии)
Занятие 11. Эксплуатация
- Поставка прикладного решения и установка
Занятие 12. Сопровождение
- Выпуск и установка обновлений
Количество академ. часов
Количество занятий
500 руб./занятие